Итоги коллективно-договорной кампании на предприятиях отрасли за 2022 год, текущие и перспективные задачи Профсоюза обсудили 29 марта в ходе заседания Президиума Профсоюза.
Как отметила Ольга Корчагина, ведущий специалист отдела по социально-экономической работе, коллективно-договорная кампания в 2022 году проходила в условиях радикальных перемен в российской экономике и корпоративной практике. Разрыв производственных и логистических цепочек, уход из России иностранных инвесторов, экономические санкции стали серьёзным вызовом для отрасли, в наибольшей степени – для предприятий-производителей легковых автомобилей. Государством были приняты своевременные решения в поддержку отечественного производителя. Понятия «локализация» и «импортозамещение» получили развитие в более широкой концепции – «технологический суверенитет». Усилия руководителей предприятий отрасли в 2022 году были направлены на поиск новых поставщиков, партнеров и рынков сбыта, срочное разворачивание новых производственных направлений и мощностей.
Тем не менее, по итогам 2022 года наблюдается снижение показателей работы:
- объем производства автотранспортных средств в России снизился на 61,2%
- объем производства сельскохозяйственной техники в денежном выражении вырос на 15,1%, но в количественном выражении выпуск сельхозмашин сократился по ряду ключевых сегментов.
В этой ситуации основные усилия Профсоюза были направлены на контроль за выполнением принятых ранее обязательств, недопущение сокращения рабочих мест и снижения уровня оплаты труда.
Ольга Владимировна в своем докладе подчеркнула, что работа проходила на всех уровнях социального партнерства. - На федеральном уровне действовало Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2020–2022 годы. В отчетном году вступило в действие Отраслевое соглашение по организациям и медицинским учреждениям, находящимся в ведении ФМБА. 9 июня 2022 года сроком на 2 года подписано Соглашение о социальном партнерстве с Ассоциацией «Росспецмаш». На региональном уровне в 2022 году действовали Отраслевые соглашения в Саратовской области, в Ростовской области; Городское межотраслевое трехстороннее соглашение города Москвы и Соглашение в Республике Мордовия.
Работа профсоюзных организаций в 2022 году опиралась также на положения иных нормативных правовых актов, региональных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений, коллективные договоры предприятий и организаций всех форм собственности.
Анализ информации, предоставленной членскими организациями, показал, что по состоянию на 31 декабря 2022 года в Профсоюзе действовало 135 коллективных договоров. Отсутствие коллективного договора, как правило, объясняется частой сменой руководителей предприятий и малочисленностью организаций. Действие коллективных договоров в 2022 году распространялось на 215 677 работников отрасли, в том числе 134 968 человек – члены Профсоюза (63%).
Несмотря на все трудности, в отчетном году в отрасли удалось сохранить трудовые коллективы. На предприятиях автомобилестроения и предприятиях-производителях компонентов динамика численности работников варьировалась в пределах одного процента, численность работников предприятий сельхозмашиностроения в 2022 году увеличилась до 4%.
Вопросы занятости и кадрового дефицита стали ключевыми темами совещаний, как в профсоюзной среде, так и во всех отраслевых объединениях. Кадровое обеспечение вырастает в одну из главных проблем развития отрасли. Этот вопрос стал основной темой расширенного заседания Президиума Профсоюза 20 октября 2022 года в городе Чебоксары. К открытому диалогу были приглашены все стороны социального партнерства, включая представителей государственной исполнительной власти, ведущих объединений работодателей, экспертов.
Одним из основных разделов коллективно-договорной кампании являются вопросы оплаты труда. Сохранение покупательной способности заработной платы работников отрасли – эта задача неизменно в приоритете у Профсоюза. В 2022 году в 93 коллективных договорах была установлена минимальная заработная плата в организации на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, в 67 договорах установлен порядок индексации заработной платы в организации.
Профсоюзом регулярно проводится мониторинг изменения уровня, соблюдения сроков оплаты труда и выплат компенсационного характера. По состоянию на 31 декабря 2022 года на предприятиях отрасли отсутствовала задолженность по заработной плате. Анализ социально-экономических показателей, представленных структурными подразделениями Профсоюза, выявил, что темп роста начисленной заработной платы в 2022 году в среднем по предприятиям автосельхозмашиностроения составил 113,7%. Индексация заработной платы проведена на 60% предприятий отрасли.
Средняя заработная плата на предприятиях АСМ:
- автомобилестроение – 56 724 рубля,
- сельхозмашиностроение – 57 845 рублей,
- производители компонентов – 47 154 рубля.
К сожалению, отраслевые показатели по-прежнему ниже среднего значения по России (64 191 руб.). Сохраняется разница в уровне заработной платы по регионам.
Но несмотря на снижение экономических показателей работы предприятий отрасли, коллективно-договорные обязательства в 2022 году, в основном, были выполнены.
- Ход выполнения обязательств держится на постоянном профсоюзном контроле, - подчеркнула Ольга Владимировна. - Итоги коллективно-договорной кампании в организациях АСМ подводятся на расширенных заседаниях профкомов, на конференциях трудовых коллективов, ежегодно рассматриваются на Президиуме Профсоюза.
Также докладчик напомнил, что одним из инструментов привлечения внимания к решению социальных вопросов и осуществлению защиты социально-трудовых прав и интересов работников отрасли, является возродившаяся в Профсоюзе традиция проведения отраслевых конкурсов. В текущем году, в рамках объявленного Профсоюзом Года наставничества и обучения, принято решение о проведении отраслевого конкурса «За подготовку нового поколения профессионалов отрасли».